Автор: olegkit. Дата публикации: 10.08.04
Здесь я расскажу о нескольких хитростях, которые можно использовать для защиты своих вирусов и/или своих программ против отладчиков всех уровней, уровня приложения и системы. Я надеюсь, что вам понравится эта статья.
[ Win98/NT: Обнаружение отладчиков уровня приложения с помощью функции IsDebuggerPresent ]
Этой функции нет в Win95, поэтому вам следует вначале выяснить, существует ли она, и работает только с отладчиками уровня приложения (таким как TD32). Она работает прекрасно. Давайте посмотрим, что написано о ней в справочнике по Win32 API.
Функция IsDebuggerPresent показывает, запущен ли вызывающий ее процесс в контексте отладчика. Эта функция экспортируется из KERNEL32.DLL.
BOOL IsDebuggerPresent(VOID)
- Аргументы
У этой функции нет аргументов.
- Возвращаемое значение
Если текущий процесс запущен в контексте отладчика, возвращаемое значение не равно нулю.
Если текущий процесс не запущен в контексте отладчика, возвращаемое значение равно нулю.
Пример, демонстрирующий эту функцию очень прост. Вот он:
Не правда ли, это красиво? Micro$oft сделал эту работу за нас :). Но, конечно, не ждите, что этот метод будет работать с SoftIce'ом, богом отладки.
[ Win32: Другой путь, как узнать, что мы находимся в контесте отладчика ]
Если вы смотрели статью "Wub95 Structure and Secrets", которая была написана Murkry/iKX, и опубликована в Xin-3, вы сообразите, что в регистре FS находится очень крутая структура. Давайте взглянем в поле FS:[20h]... Это 'DebugContext'. Всего лишь сделаем следующее:
<--- делайте, что хотите, нас отлаживают :)
Потому, если FS:[20h] равен нулю, нас не отлаживают. Наслаждайтесь этим маленьким и простым методом для обнаружения отладчиков! Конечно, это не сработает против SoftICE...
[ Win32: Остановка отладчиков уровня приложения с помощью SEH ]
Я не знаю почему, но отладчики уровня приложения умирают, если программа использует SEH. Эмуляторы код, если мы делаем ошибки, умирают тоже :). SEH, как я писал в своей статье для DDT#1, используется для многих интересных целей. Хорошо, так как я не хочу рассказывать все это заново, я просто скопирую и вставлю мое старое описание :).
--[DDT#1.2_6]---------------------------------------------------------------
Хорошо, это очень простой туториал о Structured Exception Handler. Когда я увидел SEH, реализованный в вирусе, я подумал "Хорошо, это большая работа. Наверное, это было сложно реализовать". Поэтому я просто пропустил это. Но, как только мой Destiny сделал General Protection Fault'ы под NT, я понял, что я должен сделать что-то. И SEH - это единственный путь. Хорошо, мы можем сделать этоу очень сложным или очень простым для понимания. Конечно, я предпочитаю сделать это попроще :).
% Установка фрейма SEH %
Сначала мы сохраняем его для нашей собственной безопасности простой строкой кода.
push dword ptr fs:[0]
А теперь надо установить указатель на наш обработчик (например, представьте, что мы используем call для вызова настройки SEH, а наш обработчик идет непосредственно после этой инструкции call: мы можем использовать смещение ret).
push offset SEH_Handler
mov fs:[0],esp
Ок, просто как только возможно. Что насчет восстановления исходного SEH. Еще проще. Просто вызовите инструкцию, обратную первой.
pop dword ptr fs:[0]
Удивительно, что может сделать эта простая для реализации вещь для наших вирусов. Для меня (и мне было важно именно это использование SEH) наиболее главным было то, что я смог избежать всех этих отвратительных голубых экранов, когда мы запускаем наш Win95-вирус в среде NT.
% Пример использования SEH %
Мы можем скомпилировать данный пример следующим образом:
tasm32 /m3 /ml sehtest,,;
tlink32 /Tpe /aa sehtest,sehtest,,import32.lib
[...]
--[DDT#1.2_6]---------------------------------------------------------------
Я надеюсь, что вы поняли все это. Если нет... Ладно, забудьте об этом :). Также как и другие методы, представленные выше, он не работает по отношению к SoftICE.
[ Win9X: Обнаружение SoftICE (I) ]
Здесь я должен поблагодарить Super/29A, потому что именно он рассказал мне об этом методе. Я разделил его на две части: в этой мы рассмотрим, как использовать его из вирусов Rin-0. Я не буду помещать здесь программу-пример целиком, потому что она займет лишнее место, но вы должны знать, что этот метод должен выполняться в Rin-0, а VxDCall должен быть восстановлен из-за проблемы обратного вызова (вы помните о ней?).
Ок, мы будем использовать сервис менеджера виртуальных машин (VMM) Get_DDB, поэтому сервис будет 00010146h (VMM_Get_DDB). Давайте посмотрим, что говорится об этом сервисе в SDK.
Определяет, установлен или нет VxD определенного устройства, и если установлен, возвращает DDB для этого устройства.
Использует ECX, флаги.
Возвращает DDB для определенного устройства, если функция была выполнена успешно.
В противном случае возвращает ноль.
Device_ID: Идентификатор устройства. Этот параметр может быть равен нулю для именованных устройств.
Device_Name: Восьмибуквенное имя устройства, которое дополнено (в случае необходимости) пустыми символами. Этот параметр требуется только тогда, когда Device_ID равен нулю. Имя устройства чувствительно к регистру.
Ладно, вы наверняка удивляетесь, о чем идет разговор. Очень просто, поле Device_ID VxD SoftICE постоянно для всех программ, а так как оно зарегистрировано в Micro$oft'е, у нас есть оружие против этого отладчика. Его Device_ID всегда равно 202h. Поэтому мы можем использовать следующий код:
Где NotSoftICE должно быть продолжением кода вируса, а метка DetectedSoftICE должна обрабатывать тот случай, если наш враг жив :). Я не предполагаю здесь никакой деструкции, так как, например, на моем компьютере SoftICE всегда активен :).
[ Win9X: Обнаружение SoftICE (II) ]
Ладно, теперь идет другой метод для обнружения моего возлюбленного SoftICE'а, но основанный на той же самой идее, что и выше: 202h ;). Снова я должен поблагодарить Super :). Ладно, в Ralph Brown Interrupt list мы можем найти очень крутой сервис: прерывание 2Fh, функция 1684h.
На входе:
AX = 1684h
BX = virtual device (VxD) ID (see #1921)
ES:DI = 0000h:0000h
На выходе:
ES:DI -> входная точка VxD API, или 0:0, если VxD не поддерживает этот
API.
N.B.: некоторые виртуальные устройства в улучшенном режиме Windows
предоставляют сервисы, которые могут использовать приложения.
Например, Virtual Display Device предоставляет API, используемый
WINOLDAP.
Поэтому вы поместите 202h в BX, запустите эту функцию. А потом скажете... "Эй, Билли... Через какое место я могу использовать прерывания?". Мой ответ... ИСПОЛЬЗУЙТЕ VxDCALL0!!!
[ Win32: Обнаружение SoftICE (III) ]
И наконец, чудесный трюк, которого вы ждали... Универсальный способ найти SoftICE и Win9x и в WinNT! Это очень просто, 100% основанно на API и без всяких "грязных" трюков, которые не идут на пользу совместимости. И ответ находится не так далеко, как вы думаете... ключ заключается в API, который вы уже использовали раньше: CreateFile. Да, именно эта функция... Разве это не прекрасно? Ладно, мы можем попытаться открыть следующее:
+ SoftICE для Win9x : ".SICE"
+ SoftICE для WinNT : ".NTICE"
Если функция возвращает нам что-нибудь, отличное от -1 (INVALID_HANDLE_VALUE), SoftICE запущен! Далее следует демонстрационная программа:
Это действительно работает, поверьте мне :). Тот же метод можно применить к "враждебным" драйверам, просто проведите небольшое исследование.
[ Заключительные слова ]
Ладно, вот я и рассказал о нескольких простых антиотладочных трюках. Я надеюсь, что вы сможете использовать их в своих вирусах без проблем. Пока!
Антиотладочные хитрости под Win32
Здесь я расскажу о нескольких хитростях, которые можно использовать для защиты своих вирусов и/или своих программ против отладчиков всех уровней, уровня приложения и системы. Я надеюсь, что вам понравится эта статья.
[ Win98/NT: Обнаружение отладчиков уровня приложения с помощью функции IsDebuggerPresent ]
Этой функции нет в Win95, поэтому вам следует вначале выяснить, существует ли она, и работает только с отладчиками уровня приложения (таким как TD32). Она работает прекрасно. Давайте посмотрим, что написано о ней в справочнике по Win32 API.
Функция IsDebuggerPresent показывает, запущен ли вызывающий ее процесс в контексте отладчика. Эта функция экспортируется из KERNEL32.DLL.
BOOL IsDebuggerPresent(VOID)
- Аргументы
У этой функции нет аргументов.
- Возвращаемое значение
Если текущий процесс запущен в контексте отладчика, возвращаемое значение не равно нулю.
Если текущий процесс не запущен в контексте отладчика, возвращаемое значение равно нулю.
Пример, демонстрирующий эту функцию очень прост. Вот он:
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
.586p
.model flat
extrn GetProcAddress:PROC
extrn GetModuleHandleA:PROC
extrn MessageBoxA:PROC
extrn ExitProcess:PROC
.data
szTitle db "IsDebuggerPresent Demonstration",0
msg1 db "Application Level Debugger Found",0
msg2 db "Application Level Debugger NOT Found",0
msg3 db "Error: Couldn't get IsDebuggerPresent.",10
db "We're probably under Win95",0
@IsDebuggerPresent db "IsDebuggerPresent",0
K32 db "KERNEL32",0
.code
antidebug1:
push offset K32 ; Получаем адрес базы KERNEL32
call GetModuleHandleA
or eax,eax ; Проверяем на ошибки
jz error
push offset @IsDebuggerPresent ; Теперь проверяем, существует
push eax ; ли IsDebuggerPresent. Если
call GetProcAddress ; GetProcAddress возвращает
or eax,eax ; ошибку, мы считаем, что мы
jz error ; в Win95
call eax ; Вызываем IsDebuggerPresent
or eax,eax ; Если она возвращает не 0,
jnz debugger_found ; нас отлаживают
debugger_not_found:
push 0 ; Показываем "Debugger not found"
push offset szTitle
push offset msg2
push 0
call MessageBoxA
jmp exit
error:
push 00001010h ; Show "Error! We're in Win95"
push offset szTitle
push offset msg3
push 0
call MessageBoxA
jmp exit
debugger_found:
push 00001010h ; Show "Debugger found!"
push offset szTitle
push offset msg1
push 0
call MessageBoxA
exit:
push 00000000h ; Exit program
call ExitProcess
end antidebug1
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
Не правда ли, это красиво? Micro$oft сделал эту работу за нас :). Но, конечно, не ждите, что этот метод будет работать с SoftIce'ом, богом отладки.
[ Win32: Другой путь, как узнать, что мы находимся в контесте отладчика ]
Если вы смотрели статью "Wub95 Structure and Secrets", которая была написана Murkry/iKX, и опубликована в Xin-3, вы сообразите, что в регистре FS находится очень крутая структура. Давайте взглянем в поле FS:[20h]... Это 'DebugContext'. Всего лишь сделаем следующее:
mov ecx,fs:[20h]
jecxz not_being_debugger
[...]
<--- делайте, что хотите, нас отлаживают :)
Потому, если FS:[20h] равен нулю, нас не отлаживают. Наслаждайтесь этим маленьким и простым методом для обнаружения отладчиков! Конечно, это не сработает против SoftICE...
[ Win32: Остановка отладчиков уровня приложения с помощью SEH ]
Я не знаю почему, но отладчики уровня приложения умирают, если программа использует SEH. Эмуляторы код, если мы делаем ошибки, умирают тоже :). SEH, как я писал в своей статье для DDT#1, используется для многих интересных целей. Хорошо, так как я не хочу рассказывать все это заново, я просто скопирую и вставлю мое старое описание :).
--[DDT#1.2_6]---------------------------------------------------------------
Хорошо, это очень простой туториал о Structured Exception Handler. Когда я увидел SEH, реализованный в вирусе, я подумал "Хорошо, это большая работа. Наверное, это было сложно реализовать". Поэтому я просто пропустил это. Но, как только мой Destiny сделал General Protection Fault'ы под NT, я понял, что я должен сделать что-то. И SEH - это единственный путь. Хорошо, мы можем сделать этоу очень сложным или очень простым для понимания. Конечно, я предпочитаю сделать это попроще :).
% Установка фрейма SEH %
Сначала мы сохраняем его для нашей собственной безопасности простой строкой кода.
push dword ptr fs:[0]
А теперь надо установить указатель на наш обработчик (например, представьте, что мы используем call для вызова настройки SEH, а наш обработчик идет непосредственно после этой инструкции call: мы можем использовать смещение ret).
push offset SEH_Handler
mov fs:[0],esp
Ок, просто как только возможно. Что насчет восстановления исходного SEH. Еще проще. Просто вызовите инструкцию, обратную первой.
pop dword ptr fs:[0]
Удивительно, что может сделать эта простая для реализации вещь для наших вирусов. Для меня (и мне было важно именно это использование SEH) наиболее главным было то, что я смог избежать всех этих отвратительных голубых экранов, когда мы запускаем наш Win95-вирус в среде NT.
% Пример использования SEH %
Мы можем скомпилировать данный пример следующим образом:
tasm32 /m3 /ml sehtest,,;
tlink32 /Tpe /aa sehtest,sehtest,,import32.lib
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
.386p
.model flat ; 32 бита рулят
extrn MessageBoxA:PROC ; Определенные API
extrn ExitProcess:PROC
.data
szTitle db "Structured Exception Handler example",0
szMessage db "Intercepted General Protection Fault!",0
.code
start:
call setupSEH
exceptionhandler:
mov esp,[esp+8] ; Ошибка дает нам старый ESP
; в [ESP+8]
push 00000000h ; Аргументы для MessageBoxA
push offset szTitle
push offset szMessage
push 00000000h
call MessageBoxA
push 00000000h
call ExitProcess ; Выходим из приложения
setupSEH:
push dword ptr fs:[0] ; Push'им оригинальный
; обработчик SEH
mov fs:[0],esp ; И помещаем новый (который
; находится после первого
; call)
mov ebx,0BFF70000h ; Пытаемся писать в ядро (что
mov eax,012345678h ; вызовет исключение)
xchg eax,[ebx]
end start
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
[...]
--[DDT#1.2_6]---------------------------------------------------------------
Я надеюсь, что вы поняли все это. Если нет... Ладно, забудьте об этом :). Также как и другие методы, представленные выше, он не работает по отношению к SoftICE.
[ Win9X: Обнаружение SoftICE (I) ]
Здесь я должен поблагодарить Super/29A, потому что именно он рассказал мне об этом методе. Я разделил его на две части: в этой мы рассмотрим, как использовать его из вирусов Rin-0. Я не буду помещать здесь программу-пример целиком, потому что она займет лишнее место, но вы должны знать, что этот метод должен выполняться в Rin-0, а VxDCall должен быть восстановлен из-за проблемы обратного вызова (вы помните о ней?).
Ок, мы будем использовать сервис менеджера виртуальных машин (VMM) Get_DDB, поэтому сервис будет 00010146h (VMM_Get_DDB). Давайте посмотрим, что говорится об этом сервисе в SDK.
mov eax, Device_ID
mov edi, Device_Name
int 20h ; VMMCall Get_DDB
dd 00010146h
mov [DDB], ecx
Определяет, установлен или нет VxD определенного устройства, и если установлен, возвращает DDB для этого устройства.
Использует ECX, флаги.
Возвращает DDB для определенного устройства, если функция была выполнена успешно.
В противном случае возвращает ноль.
Device_ID: Идентификатор устройства. Этот параметр может быть равен нулю для именованных устройств.
Device_Name: Восьмибуквенное имя устройства, которое дополнено (в случае необходимости) пустыми символами. Этот параметр требуется только тогда, когда Device_ID равен нулю. Имя устройства чувствительно к регистру.
Ладно, вы наверняка удивляетесь, о чем идет разговор. Очень просто, поле Device_ID VxD SoftICE постоянно для всех программ, а так как оно зарегистрировано в Micro$oft'е, у нас есть оружие против этого отладчика. Его Device_ID всегда равно 202h. Поэтому мы можем использовать следующий код:
mov eax,00000202h
VxDCall VMM_Get_DDB
xchg eax,ecx
jecxz NotSoftICE
jmp DetectedSoftICE
Где NotSoftICE должно быть продолжением кода вируса, а метка DetectedSoftICE должна обрабатывать тот случай, если наш враг жив :). Я не предполагаю здесь никакой деструкции, так как, например, на моем компьютере SoftICE всегда активен :).
[ Win9X: Обнаружение SoftICE (II) ]
Ладно, теперь идет другой метод для обнружения моего возлюбленного SoftICE'а, но основанный на той же самой идее, что и выше: 202h ;). Снова я должен поблагодарить Super :). Ладно, в Ralph Brown Interrupt list мы можем найти очень крутой сервис: прерывание 2Fh, функция 1684h.
На входе:
AX = 1684h
BX = virtual device (VxD) ID (see #1921)
ES:DI = 0000h:0000h
На выходе:
ES:DI -> входная точка VxD API, или 0:0, если VxD не поддерживает этот
API.
N.B.: некоторые виртуальные устройства в улучшенном режиме Windows
предоставляют сервисы, которые могут использовать приложения.
Например, Virtual Display Device предоставляет API, используемый
WINOLDAP.
Поэтому вы поместите 202h в BX, запустите эту функцию. А потом скажете... "Эй, Билли... Через какое место я могу использовать прерывания?". Мой ответ... ИСПОЛЬЗУЙТЕ VxDCALL0!!!
[ Win32: Обнаружение SoftICE (III) ]
И наконец, чудесный трюк, которого вы ждали... Универсальный способ найти SoftICE и Win9x и в WinNT! Это очень просто, 100% основанно на API и без всяких "грязных" трюков, которые не идут на пользу совместимости. И ответ находится не так далеко, как вы думаете... ключ заключается в API, который вы уже использовали раньше: CreateFile. Да, именно эта функция... Разве это не прекрасно? Ладно, мы можем попытаться открыть следующее:
+ SoftICE для Win9x : ".SICE"
+ SoftICE для WinNT : ".NTICE"
Если функция возвращает нам что-нибудь, отличное от -1 (INVALID_HANDLE_VALUE), SoftICE запущен! Далее следует демонстрационная программа:
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
.586p
.model flat
extrn CreateFileA:PROC
extrn CloseHandle:PROC
extrn MessageBoxA:PROC
extrn ExitProcess:PROC
.data
szTitle db "SoftICE detection",0
szMessage db "SoftICE for Win9x : "
answ1 db "not found!",10
db "SoftICE for WinNT : "
answ2 db "not found!",10
db "(c) 1999 Billy Belcebu/iKX",0
nfnd db "found! ",10
SICE9X db ".SICE",0
SICENT db ".NTICE",0
.code
DetectSoftICE:
push 00000000h ; Проверяем наличии
push 00000080h ; SoftICE для среды Win9x
push 00000003h
push 00000000h
push 00000001h
push 0C0000000h
push offset SICE9X
call CreateFileA
inc eax
jz NoSICE9X
dec eax
push eax ; Закрываем открытый файл
call CloseHandle
lea edi,answ1 ; SoftICE найден!
call PutFound
NoSICE9X:
push 00000000h ; А теперь пытаемся открыть
push 00000080h ; SoftICE для WinNT...
push 00000003h
push 00000000h
push 00000001h
push 0C0000000h
push offset SICENT
call CreateFileA
inc eax
jz NoSICENT
dec eax
push eax ; Закрываем хэндл файла
call CloseHandle
lea edi,answ2 ; SoftICE для WinNT найден!
call PutFound
NoSICENT:
push 00h ; Показываем MessageBox с
push offset szTitle ; результатами
push offset szMessage
push 00h
call MessageBoxA
push 00h ; Завершаем программу
call ExitProcess
PutFound:
mov ecx,0Bh ; Меняем "not found" на
lea esi,nfnd ; "found"; адрес, где нужно
rep movsb ; изменить, находится в EDI
ret
end DetectSoftICE
;---[ CUT HERE ]-------------------------------------------------------------
Это действительно работает, поверьте мне :). Тот же метод можно применить к "враждебным" драйверам, просто проведите небольшое исследование.
[ Заключительные слова ]
Ладно, вот я и рассказал о нескольких простых антиотладочных трюках. Я надеюсь, что вы сможете использовать их в своих вирусах без проблем. Пока!
Комментарии |
отсутствуют |
Добавление комментария |